«Дневник художника-натуралиста» — это настоящее сокровище «2 в 1». Помимо интересных советов и рекомендаций по ведению дневника наблюдений за природой, в ней очень много полезных материалов и весьма подробных объяснений для начинающих художников.
Огромная и очень толстая книга (чуть больше 300 страниц). Увы, в мягкой обложке. Но на прочности её это совершенно не сказывается.
Содержание охватывает огромное количество вопросов: методы наблюдений и исследований, зарисовки, работа с разными материалами, рисование самых различных объектов живой природы (от пейзажей и деревьев до птиц и животных).
Для чего вообще нужны дневники наблюдений? Обычно их ведут любознательные натуралисты, которые обожают задавать себе непростые вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Наблюдательному человеку может быть интересно всё: как располагаются на отдыхе птицы по отношению к воде и ветру в разную погоду, почему тля собирается у основания листьев, как низко дятлы хранят запасы желудей и тому подобные вопросы. Задавшись определенным вопросом, человек наблюдает за определенным сегментом природы.
Но иногда сначала случается восхитительное наблюдение. А уже потом по его результатам могут появиться вопросы, не дающие покоя пытливым умам. Для того чтобы облегчить поиск ответов на такие вопросы, необходимо зарисовывать все свои наблюдения как можно подробнее.
В наблюдениях за природой удобно использовать несложные и недорогие приспособления. Очень полезно тренировать свою наблюдательность и уметь на глаз оценивать количество и процентное соотношение объектов.
Все наблюдения и зарисовки заносятся в дневник, упорядоченный определенным образом. Как его вести и упорядочивать — решать вам. Автор же расскажет о нескольких возможных вариантах.
Теперь самое интересное — наборы для ведения дневника и материалы. Подробно рассказано о том, чем и как нарисовать блики на готовом рисунке, чем отличаются дешевые карандаши от профессиональных,
как подобрать свою идеальную палитру красок и чем закрепить выпадающие кубики-пигменты в стандартных коробках. А также еще множество дельных советов и ноу-хау.
Начинаем делать зарисовки природы. Для того, чтобы научиться рисовать, нужно… рисовать! И как можно больше. Ну и, конечно, соблюдать простейшие типовые приемы. Например, делить сложный силуэт на простые формы.
Тень на нарисованных объектах придаёт им объём. Проще всего начинать тренироваться со светотенью с рисования абсолютно белых предметов.
Полезные замечания о композиции рисунка (правило третей, смысловой центр и т.п.).
Много внимания уделяются описанию нюансов при работе с определенным видом материалов: графит, водорастворимые чернила, маркеры, шариковая ручка, рисование на цветной бумаге, цветными карандашами,
акварельными карандашами
и акварелью.
Для того, чтобы рисовать животных, неплохо бы знать их анатомию, хотя бы приблизительно и в общих чертах. И еще некоторые житейские подробности: «Когда энтомолог добавляет бабочку в коллекцию, то расправляет крылья в неестественное положение, чтобы показать рисунок экземпляра. Это делается для науки. Но многие художники этого не учитывают и рисуют крылья в таком положении у летящих или сидящих на цветке бабочек.»
При рисовании змей, оказывается, тоже есть свои хитрости. Чешуйки на теле змеи легче всего рисовать по сетке, как-бы обернутой вокруг длинного гибкого туловища.
Главная визитная карточка птицы — это перья (как говорил герой одного известного мультика «Птицу узнаешь по перу»). Для того, чтобы передать во всей красе рисунок и индивидуальность оперения, стоит прислушаться к советам автора этой книги.
Для рисования крупных животных необходимо познакомиться и с их анатомией. Ибо «мохнатая шкура скрывает очертания мышц, но массы основных их групп всё равно проступают под мехом«.
У цветов нет мышц. И меха тоже нет. Поэтому в данном случае их контуры будут подчиняться исключительно законам геометрии.
Ствол дерева — объемный цилиндр, а не две параллельные линии. Сложные ветки можно мысленно разбить на отдельные детали-цилиндрики.
Я показала вам далеко не всё самое интересное из этой книги, потому что это просто невозможно. Напомню, объем издания больше 300 страниц. И все они великолепны.