Все дети обожают задавать вопросы. Оно и понятно, ведь этот мир такой большой и в нем столько всего интересного!
Однако, родителей детские вопросы зачастую ставят в тупик. И не потому, что взрослые такие глупые, нет. Они знают ответы на многие вопросы, но ответы серьезные и иногда заумные. Будет ли понятно такое объяснение ребенку? Насколько допустимо сокращать и упрощать объяснения, чтобы не скатиться на уровень сюсюканья, а все-таки преподнести ребенку какую-то познавательную информацию?
Иногда очень хочется обратиться за советами к специалистам, а именно к авторам детских познавательных книг. И поучиться на чужих ошибках. Сегодня мы рассмотрим две такие мини-энциклопедии с ответами на типично детские вопросы. Сравним, проанализируем, подумаем и выберем лучшее.
Смотрим.
Марта Гумилевская. «Почему так бывает?» (Книга есть в My-shop, Лабиринте, Озоне)
Книга толстенькая, в хорошем переплете, с черно-белыми рисунками.
Содержание.
Елена Ульева. «Энциклопедия для малышей в сказках.» (Книга есть в Лабиринте и Озоне, встречается в My-shop).
Книга большого формата с клееным переплетом (жуть, у нас уже разваливается 🙁 ) и цветными яркими рисунками.
Содержание.
Вроде все хорошо, на первый взгляд, и в той книге, и в этой… А давайте вчитаемся? Итак, почему же бывает радуга?
Вроде все неплохо. Интересно только, а слово «зараз» никак нельзя было заменить на что-нибудь другое, хотя бы «одномоментно»? Да и еще черно-белая радуга в детской книжке выглядит, мягко говоря, странно. Кстати, в рассказе о радуге её цвета здесь вообще не названы (они есть в предыдущем рассказе «Почему небо голубое», который частично тоже попал на фото).
А теперь сказка о радуге из другой книжки.
Симпатичная сказка. А внизу страницы, другим шрифтом и вообще совершенно отдельно (как подведение итогов), дан краткий ответ на вопрос. И без всяких сказок. Все хорошо, вот только в сказке порядок цветов перепутали (должно быть «голубой, синий, фиолетовый»).
Сравним еще один рассказ. Почему идет дождь?
«Вы что-то неясное лепечете» — это вообще зачем? В остальном претензий нет.
Ну и куда же нам без сказки.
Неплохое объяснение. В данном случае акцентировано внимание именно на круговороте воды в природе (эта всем известная стандартная схема из школьных учебников).
Ответы на другие вопросы из содержания в книгах даны абсолютно в той же стилистике, как и в приведенных здесь примерах. Основываясь на этом, каждый может сделать свой выбор. Мне показалось, что цветная книжка рассчитана на более маленьких читателей и слушателей (лет с 3-х), а черно-белая больше ориентирована на дошкольников (5-6 лет).
Как вы уже наверное поняли, у меня есть нарекания к обоим изданиям. С младшей дочкой (5 лет) мы читаем цветную книжку, сказки ей нравятся, слушает с удовольствием, хотя многое, оказывается, уже знает. А я для себя еще раз поняла и приняла принцип ответа на сложные детские вопросы: только правда, но самая её суть, без лишних деталей и терминов.
К черно-белой книжке нам как-нибудь тоже придется обратиться, в ней есть неплохие объяснения и ответы. Жаль, что исполнение подкачало.
Ну, в общем, попытка облегчить себе жизнь при помощи книг и ответов чужих тетенек почти провалилась 🙂 , придется родителям опять надеяться только на себя. 🙂 И снова комбинировать, перерабатывать, выбирать, просеивать…