После серии «Учимся вырезать» у нас появилось еще несколько новых и интересных тетрадей Kumon от издательства МИФ.
Тетрадями их можно назвать разве что по содержанию. По внешнему виду это вполне полноформатные и толстые книги, которые все вместе составляют довольно внушительную стопку.
Сегодня мы поговорим подробно только о серии «Учимся определять время«.
О двух других сериях-новинках разговор будет позднее и совершенно отдельный.
Итак, давайте же начнем учиться определять время.
Начинаем, как водится, с начала. То есть с самого простого. Час и полчаса.
Смысловой итог занятий по данному пособию заявлен прямо на обложке.
Прежде чем научиться определять время по часам, ребенок должен как минимум уметь считать до 12 (и это весьма логично).
Знать, какое число следует за каким, и не путать их порядок.
Итак, 1 час. Рассматриваем положение стрелок, обводим тонко намеченную цифру один.
Теперь аналогичным образом мы прорабатываем с ребенком следующие показания часов. Все с интервалом в один час.
Проработали? Теперь уже обойдемся без подсказок. Ребенок самостоятельно определяет время по картинкам часов и записывает его в соответствующие прямоугольники. Вот вам и первые результаты обучения!
Закрепляем знания о положении минутной стрелки. Она всегда показывает строго на 12, если время ровно сколько-нибудь часов.
Теперь разбираемся с положением часовой стрелки (для тех, кто не понял, запутался или что-то в этом роде).
Обратная задача к первоначальной — нарисовать положения стрелок, зная время.
Тема проработана с разных точек зрения. Теперь мы вполне можем составить распорядок дня медвежонка.
С целым количеством часов мы разобрались. Давайте займемся половинками.
Программа изучения та же самая, что и при ознакомлении с целыми значениями показаний времени. Прорабатываем все возможные половинки, ориентируясь на подсказки.
Выполняем задания уже без подсказок.
Дорисовываем минутную стрелку.
Дорисовываем часовую стрелку.
Сопоставляем показания на стрелочных часах с показаниями электронных часов. Пока еще ориентируемся на подсказки в старом формате.
Только стрелочные и только электронные. И никаких подсказок.
Половинки часа на стрелочных и электронных часах.
Вот мы и закончили работу с книгой. Теперь ребенок может вполне самостоятельно составить и записать свой собственный распорядок дня.
Приобрести книгу «Учимся определять время. Час и полчаса.» можно во всех основных интернет-магазинах.
Но это еще не все, мы только на пол-пути к овладению искусством определять время. Давайте разбираться с минутами.
Вторая тетрадь серии используется только после первой, которую мы с вами рассмотрели выше. Или же вы самостоятельно объяснили ребенку про целый час и полчаса, а на тонкостях с минутами ваши объяснения забуксовали. В этом случае вы тоже можете начинать занятия именно со второй тетрадки.
Сначала немного повторим пройденное.
Чтобы разбираться не только с часами, но и с минутами, ребенок должен довольно уверенно чувствовать себя в счете уже до 60.
Заполняем пропуски. Не обязательно по порядку, можно вразброс, так даже полезнее.
Итак, счет на минуты пошел! Первый кусочек часового круга разбит на деления, минутки подписаны. Оказывается, ничего сложного в этом нет!
Добавим еще 5 минут. Пользуемся подсказками.
Теперь повторим пройденное. Определяем время уже без подсказок.
Следующий момент, который необходимо объяснить ребенку (или просто обратить его внимание). Часовая стрелка показывает часы, а минутная — минуты (причем абсолютно независимо от того, что в данный момент показывает часовая стрелка).
Следующие временные промежутки.
После 30 минут мы используем уже время 2 часа вместо 8 часов. Просто чтобы стрелки не сливались и не мешали ребенку.
В остальном все то же самое. Так мы доходим до 60-ти минут.
Повторения вразброс.
Понятие «полчаса».
Понятие «четверть часа».
Понятие «без четверти».
После того, как ребенок полностью проработает весь материал рабочей тетради, красивый сертификат будет ему заслуженной наградой.
Хотя, конечно, самая главная награда, в данном случае — очень полезное умение. «Я сам, понимаете, сам, умею часы узнавать по часам!»
Вторая рабочая тетрадь серии тоже продается в интернет-магазинах.
А теперь давайте подведем итоги. Так сказать с высоты моего «мамского» опыта. Пособие Kumon по обучению детей определению времени — лучшее пособие, которое мне приходилось встречать.
В свое время, обучая старших детей, я интуитивно чувствовала, что хорошо бы в процессе занятий двигаться именно по таким ступенькам (час, полчаса, минутки одна за одной). Но с другими пособиями или даже с настоящими часами это было невозможно. Дети все время перескакивали на следующие задания, толком не поняв и не проработав предыдущие моменты. Перекручивали стрелки на игрушечных часах (в совершенно произвольное состояние) и спрашивали у меня, который сейчас час. Перемешивали карточки из игры-лото на определение времени (на тех карточках тоже было деление по уровням сложности на час, полчаса, четверть и задания с минутками). Стройной логической системы никак не получалось. Даже не представляю, как мои дети в конце концов научились определять время. 🙂
В общем, если бы это пособие существовало лет так 9 или хотя бы 6 назад, я бы сэкономила массу времени и нервов, как своих, так и детских. Теперь буду наверстывать все это с младшей дочкой. 🙂
Еще один момент. Многие другие пособия по обучению определению времени содержат в комплекте игрушечные часики, картонные или даже пластмассовые. В пособие Kumon такие часики не входят. Казалось бы, это минус. Но зато вы приобретаете замечательную логично построенную методику, выверенную и проработанную. А часы можно купить ребенку отдельно, и не игрушечные, а настоящие. И даже очень красивые.