Продолжаю рассказ о серии «Графические биографии» издательства МИФ (начало тут). В этот раз подборка получилась довольно сложная по содержанию, немного мрачная и, я бы сказала, всё-таки очень взрослая.
Сейчас попытаюсь объяснить почему.
«Дневник Анны Франк.»
«Дневник Анны Франк — один из самых известных документальных артефактов Второй мировой войны и одновременно проникновенная и искренняя история девочки-подростка. Анна получила тетрадку в подарок от отца на тринадцатилетие и вела дневник три года, пока вместе с семьёй (немецкими евреями) пряталась в убежище от нацистов. В дневнике она рассказывает о происходящем вокруг — о домашних неурядицах, о своих переживаниях, о семье и друзьях — и всё это на фоне катастрофы войны.»
Очень необычная и непростая история. Об ужасах войны и концлагерей в книге информации довольно мало, так, упоминаются мимоходом отдельные моменты.
Зато есть весьма неожиданные наблюдения юной девушки за людьми, оказавшимися в очень непростых условия. Для того, чтобы не попасть в лапы СС, Анне и её семье пришлось бежать сначала из Германии в Голландию, а уже потом, находясь в Амстердаме, из своей уютной квартиры
в тесную комнатку в секретном помещении («Заднем доме») за сдвигающимся книжным шкафом в одной городской конторе.
Распорядок дня у скрывавшихся людей был довольно-таки строгий. Для того, чтобы не быть обнаруженными, им приходилось соблюдать полную тишину утром и днём. Относительная свобода наступала лишь по вечерам.
Вместе с Анной и её семьей в этом добровольном заточении оказалась еще одна еврейская семья и один одинокий еврейский доктор. Казалось бы, люди на краю гибели (или чудом спасшиеся от неё) должны быть вежливы друг с другом, предупредительны, учтивы и дружелюбны. Но, оказывается, люди остаются такими, какими они были изначально, от природы или от воспитания (причем как в хорошем, так и в плохом смысле) абсолютно в любых условиях! Некоторые из них позволяют себе бестактные поступки и высказывания.
А некоторым даже хватает наглости по ночам, в одиночестве, в тайне от других, поедать припрятанные вкусности!
Но дети в любой ситуации остаются детьми. Анна мечтает о красивой (и многочисленной!) одежде.
Читает сказки и влюбляется. За неимением других вариантов, в своего юного соседа по заточению. Однако, ей хватает мудрости заметить, что её избранник слаб характером и пытается в чем-то опираться на неё, как на сильную духом.
А еще Анна вырабатывает свой собственный метод борьбы с тоской.
Довольно подробно в книге описан быт затворников, однообразная еда (через 15 месяцев совместного хозяйствования семьи решили разделить продукты и готовить порознь), их бесконечные разговоры (настолько известные всем из присутствующих рассказы, что по одной только первой фразе любой мог безошибочно распознать и продолжить историю) и споры (о поведении, плохом воспитании и прочее). А также мысли самой Анны (о сокровенном, очень личном и интимном), которые она поверяла только дневнику.
Рассказывается в книге и о непростой судьбе тех, кто ежедневно, рискуя своей жизнью, помогал еврейским семьям выжить в этом укрытии, снабжал их продуктами и с огромным трудом добывал эти самые продукты.
В 1944 году скрывавшихся восьмерых нелегалов арестовали, как и их помощников. Анна погибла в концлагере в 1945. Из всех затворников остался в живых лишь её отец, Отто Франк, который и опубликовал дневник Анны, использовав все доходы от этого в благотворительных и образовательных целях.
Мне довелось прочитать несколько страниц из обычного, текстового дневника Анны Франк. Удивительно, но такая вот графическая версия очень точно и довольно полно передает содержание оригинала. Рекомендации по возрасту — лет с 14 или даже старше, на мой взгляд.
«Моне. По ту сторону холста.»
В отличие от книги «Винсент», эта книга о художнике показалась мне слишком мрачной и темной… Возможно, именно в таких тонах иллюстратор увидел биографию великого художника?
Итак, книга начинается… с операции. Оскар Клод Моне, практически потеряв зрение, вынужден был прибегнуть к этому способу решения проблемы.
А дальше, на волне воспоминаний, вместе с художником мы переносимся в его юность. Первые рисунки,
первые наставники,
первое серьезное полотно
и первая настоящая любовь.
Вслед за этим последовали материальные трудности, неудачи на выставках и прочие неприятности. Но Моне продолжал мечтать, надеяться и верить.
Много непростого было в судьбе художника. Периоды относительного благополучия сменялись периодами острого безденежья. Но Моне продолжал искать свой путь в искусстве.
У художника и его жены Камиллы уже было двое своих детей. Но однажды Моне, как честный и великодушный человек, взял под свою опеку еще одну женщину с шестерыми детьми, один из которых был его собственным.
Бедность была непременным спутником художника. Но его близкие молча и с достоинством сносили все удары судьбы и очень поддерживали его. Спустя многие годы пришло признание и достаток. Тогда-то и появилось в жизни художника это милое местечко под названием Живерни. «Вечный сад с бесконечно изменчивым светом.»
И вот, наконец, тот самый день и час после операции, когда можно снять повязку.
А теперь «нужно писать, пока есть свет.»
Невероятно сложной была судьба великого художника. Я думаю, всем поклонникам его искусства будет интересно прочитать и рассмотреть эту графическую биографию. Тем более, что на нескольких последних страницах книги (8 разворотов!) авторы (сценарист и иллюстратор) рассказывают о том, какие именно картины Моне стали фоном для этой истории в комиксах и почему именно они были выбраны для придания той или иной атмосферы сюжету.
Рекомендация по возрасту от издательства — «18+». Хотя лично я думаю, что возрастную планку можно понизить лет до 15-16.
«Маркс. Графическая биография.»
Интерес к этому персонажу возник у меня весьма спонтанно. Как-то помогала старшему сыну в выпускном классе выполнять школьные задания не то по философии, не то по обществознанию. И вдруг мне стало очень интересно, каким человеком был Маркс и как он вообще дошел до жизни такой. 🙂 Читать серьезные толстые книги по этой теме совсем не хотелось, поэтому я решила ограничиться графической биографией.
Итак… Юный Карл был весьма необычным и очень изобретательным на шалости ребенком.
В университете он веселился, вёл разгульный образ жизни, дрался на дуэли. Его даже арестовывали! Однако, именно в университете Маркс открыл для себя философию и Гегеля. Юный философ решает покорить мир, а пока что, одна за другой закрываются газеты, в которых он работает. И Марксу приходится переезжать сначала из Рейна в Париж, а позднее в Бельгию. Именно там они идейно объединяются с Фридрихом Энгельсом.
Вслед за Бельгией — Англия. И новые похождения Маркса («в семье мужчина выступает в роли буржуа, а женщина — пролетариата«).
От холода и голода один за другим умирают несколько детей Маркса. А потом Женни, его жена, получает наследство. В хороших бытовых условиях и работается лучше. Маркс продолжает изучать и препарировать капитализм.
В 1867 году его детище, «Капитал» том 1, наконец увидело свет. Правда, для большинства читателей этот труд, увы, остался непонятным.
Между встречами с соратниками из разных стран, Маркс продолжает совершенствовать и развивать свои теории и выдвигать новые гипотезы. Например о том, что коммунизм отменит деньги и частную собственность.
Естественно, с ним далеко не все согласны. 😉
Несмотря ни на что, спрос на труды Маркса растет. Их переводят на другие языки и издают в других странах. В частности, стоит вопрос о русском издании.
Вдохновленные идеями Маркса, «коммунисты в XX веке захватили власть в России, Восточной Европе, Китае. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны.»
В настоящее время, несмотря на разнообразные кризисы и безработицу, капитализм продолжает существовать. Значит ли это, что борьба еще не окончена? Боюсь, что никакой Маркс на этот вопрос нам уже не ответит…
Если честно, прочитав книгу я так и не получила ответ на свой вопрос, откуда и почему появляются такие люди, как Маркс, а также что ими движет в их философских изысканиях. Однако, любителям философии и прочих подобных наук будет, как мне кажется, интересно прочитать эту сокращенную и весьма забавно иллюстрированную биографию.
Кстати сказать, в серии графических биографий есть еще одна книга, про Зигмунда Фрейда. Но я до сих пор не отваживаюсь её купить и прочитать. Пока что мне с лихвой хватило нескольких весьма странных иллюстраций и отрывков из этой книги, увиденных в интернете. 🙂