О книге «Когда отдыхают ангелы» сложно рассказать в двух словах. Да и вообще о ней рассказать непросто. Потому что вся она — средоточие идей, размышлений, сомнений, находок, радостей и огорчений.
Она об учителях и родителях, то есть обо всех тех, кому Вселенная вверяет судьбу ребенка, и о том, как некоторые из них этими вверенными судьбами распоряжаются. Книга эта и о детях тоже. Потому что от каждого маленького человека очень многое зависит.
Не пересказывая сюжет, попробую остановиться на некоторых моментах, самых, на мой взгляд, впечатляющих.
Первый учитель девочки Алины — Татьяна Владимировна. О ней и её поступках рассказывается всего на нескольких первых страницах книги, но этого оказывается вполне достаточно. Неприятное послевкусие этой книжной «встречи» тянется до самой последней страницы. «Она была красивой, в модной кожаной юбке и с ногтями, выкрашенными маленькими оранжевыми квадратиками.» От детей учитель требует рисовать одинаковые скучные картинки, строго по заданию.
Свою «неправильную», но очень веселую композицию с неваляшками Алина потом дорисовала дома: добавила тропинку, по которой неваляшки сразу отправились гулять, и бабочек, много-много красивых бабочек. А потом подарила эту картинку дедушке, который очень обрадовался и долго с удовольствием разглядывал неваляшек.
Татьяна Владимировна отругала Алину на уроке и велела переделать рисунок «как требовалось». Но Алина «другую неваляшку рисовать не стала, хотя мне и было страшно: вдруг Татьяна Владимировна станет меня ругать? Но она не стала. Она забыла.» Это, на мой взгляд, просто ключевой момент. Полнейшее равнодушие педагога. Она просто (!!!) забыла! То есть все эти её шаблонные задания, деление детей класса на условные группы (умные дети-солдатики, дураки и все остальные, которые «были Татьяне Владимировне неинтересны и вызывали скуку») — это не какое-то идейное желание педагога научить детей выполнять не задумываясь шаблонные задания, подкрепленное какими-то убеждениями, а просто равнодушие педагога и смертельная скука.
Интересно, часто ли вам встречались в школах такие «Татьяны Владимировны»? Мне с моими тремя детьми, увы, гораздо чаще, чем хотелось бы… Наверное поэтому так и зацепило…
Теперь другой учитель. Маргарита Семёновна (Марсём). Она находится в постоянном поиске. Имея собственную базу моральных ценностей, как фундамент для поисков, Марсём всегда пытается найти тот лучший вариант, тот ключик, ту дорожку, которые позволят достучаться до ребенка, донести до него смысл и пользу этих самых моральных ценностей, подарить уверенность в себе и своих силах, вырастить хорошего человека. Всех детей без исключения Марсём обогревает своим душевным теплом. Поэтому они и любят её, а не только потому, что она первая учительница и так положено.
Марсём ведет дневник, страницы которого чередуются в книге с описаниями школьных будней. В этом дневнике есть всё: и воспоминания, дающие силу, и анализ собственных ошибок, и ряд педагогических находок и побед. Всё, как в жизни. Всё, как у нормального, неидеального человека, который не является совершенством, но всю жизнь к нему стремится. И который весьма реально смотрит на этот мир.
«— Дети не фарфоровые пупсики, — сказала Марсём. — Они люди. И, как люди, вызывают в нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть — противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть, наш разумный эгоизм.»
Все события, происходящие в её классе, Марсём принимает близко к сердцу. Не знаю, хорошо это или плохо. Но это однозначно очень тяжело и очень больно… Иногда при этом, от сильной боли внутри человека что-то ломается, какой-то маленький стерженёк. «— Дети, извините! Я правда не могу. Не могу вести урок. Я пойду скажу, вам пришлют кого-нибудь. Да, другого.»
И восстановить этот сломанный стерженёк, помочь любимому учителю вырастить его снова, смогут только дети.
А еще в книге затронуты национальный вопрос, вопрос усыновления и неполных семей. Причем вопросы эти остаются открытыми, то есть без ответов. Ибо универсальных рецептов в таком сложном деле, как воспитание, нет и быть не может.
Книга сложная. Очень. И глубокая. Просто безграничная. Она заставляет думать и анализировать, примерять ситуации на себя и снова думать. И так до бесконечности.
Другие книжные обзоры Игрудома можно почитать здесь. А еще на сайте есть масса интересной информации про игрушки , конструкторы и настольные игры.