С детьми часто происходит так: им что-то интересно, но вроде бы рановато. Как объяснить, как рассказать? Подрастет, успеет узнать! А подросшего чадушку уже за это знание силком не затащишь. Поэтому я стараюсь откликаться на интересы детей сразу же. Авось и потом интерес не угаснет.
Вот так и с химией. Сын лет в 7-8 увидел в каком-то взрослом справочнике красивые картинки-схемы строения молекул. И очень они ему понравились. А у меня с химией, мягко говоря, не очень. Это мама моя кандидат химических наук, а мои познания в этом предмете остались где-то на уровне фразы, которую говорила каждый урок наша учительница-химичка (по совместительству классный руководитель): «А теперь, непосредственно, к химии.» Каждый урок мы обсуждали какие-то важные классные дела, а предмет уходил куда-то мимо… Собственно, и я к нему не очень тянулась, иначе даже такие досадные обстоятельства не сказались бы на моих знаниях.
Ну так вот, я и химия (хи-хи-хи). А сын просит нарисовать схему… Вода, водород, СО2, даже что-то еще я вспомнила. Дальше мы пытались собирать модели молекул из китайского конструктора. Получалось довольно похоже, но как-то далеко от красивых картинок-схем…
Поэтому, когда я увидела, что существует вот такой Molecular Model Kit, то очень обрадовалась.
Вот что находится внутри коробки.
Шарики гладкие и очень аккуратные. Белый-водород, красный-кислород, зеленый-фтор (или хлор) и так далее. Металлы, прошу заметить, представлены шариками с металлическим блеском! Связи-палочки есть жесткие, есть гибкие (для иллюстрации всего многообразия соединений, не всё в нашем мире плоско и ровно).
Состав набора списком (так сказать техническая спецификация).
Все детали довольно компактные, на фото они с коробком спичек для сравнения.
Начинаем собирать. Это вода. То есть H2O. Всё очень наглядно.
Это углекислый газ CO2.
Это ацетилен C2H2. Собирал ребенок, а я идентифицировала по справочнику «Словарь химических формул в Википедии».
Это этан, C2H6. Да здравствует справочник!!!
Это SF6. Гексафлюорид серы.
По формулам лично мне собирать неинтересно, да и дочке тоже. А конструктор опробовать хочется (ведь конструктор же он в конце концов). Поэтому у нас получились молекулярные человечек и лошадка (ну или собачка).
Существуют ли реальные химические соединения с такими формулами мне выяснить не удалось. Если кто-то знает — пишите!
Прекрасный способ объяснить ребёнку химию — сделать это в виде игры. Может, человек заинтересуется и сделает какое-нибудь открытие.
Кстати, ваши молекулярные человечек и собачка могли бы существовать в природе, если бы вы их доделали — установили все палочки-связи в свободные гнёзда, дополнив их атомами. Это называется валентность — способность атомов образовывать строго определённое количество связей в молекуле.
Очень интересно, спасибо за статью.