Тема вееров, конечно, очень уж летняя. Но, как говорится, готовь сани летом (а веер осенью 🙂 ). Так или иначе, слякотным осенним днем приятно вспомнить о летней жаре, а долгими зимними вечерами как раз хватит времени на то, чтобы самим смастерить веер к новому жаркому сезону.
Многие мамы наверное помнят, как в детстве мы мастерили бумажные веера, складывая лист бумаги гармошкой и раскрашивая полученное изделие в самые невообразимые цвета. Мастерят подобные поделки и сегодняшние девочки. Кроме того, юную модницу можно порадовать и готовым магазинным веером. Вот небольшая коллекция вееров моей средней дочки.
Самые простые пластиковые веера. Яркие, прочные, играет даже малышка в 1.5 года. 🙂
Хрупкие тонкие веера из резного шпона. Попадаются красивые экземпляры.
Тяжелый большой веер. Выглядит шикарно. Достаточно неплохая имитация классического старинного веера.
Самый бесполезный веер в нашей коллекции. 🙂 Абсолютно не гоняет ветер. Видимо, причина в тканевом материале, возможно излишняя ажурность. Но красив, а кроме того выполнен в девчачьем розовом цвете.
А теперь займемся теорией.
Вот что пишет о веерах Википедия. И не только она. В интернете оказалось столько всего интересного о веерах! Приведу здесь лишь самое-самое, разбавляя текст замечательными фотографиями подлинных старинных вееров. Постараюсь указывать ссылки на первоисточники.
«Если кавалера далекой исторической эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер. Его обычно носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки. Изготавливали чудесный аксессуар из перьев павлина или страуса, кружева, из слоновой кости, когда изящно обработанные пластинки поддерживались вверху с помощью натянутой ленты, а внизу драгоценным перстнем, из золота, серебра, эбенового дерева, перламутра, панциря черепахи.
Интересно, что в веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.
Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором», и иногда «прибором наблюдения». В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет», назначал свидание или указывал на те или иные чувства…
Если его резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.
Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят…».
Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».
Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу.
Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;
полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера;
раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.»
Источник тут.
«Язык веера — особый секретный код кавалеров и дам, пользовавшийся невероятной популярностью во Франции второй половины XVII — XVIII веков.
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был именно мужчина, которому адресовались послания.
Эмоциональный фон:
— «Расположение, симпатия, любовь» — подать человеку веер верхним концом.
— «Презрение» — подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
— «Сомнение» — закрывающийся веер.
— «Отрицание» — закрытый.
— «Скромность, неуверенность» — веер, раскрытый менее чем на четверть.
— «Одобрение» — раскрывающийся веер.
— «Безоговорочная всеобъемлющая любовь» — полностью раскрытый веер.
— «Волнение от известий» — резкие быстрые взмахи.
— «Ожидание» — похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
— «Нерешительность» — прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.
— «Кокетство» — прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.
— «Поощрение» — замедленное помахивание веером раскрытым на «S»
— «Благодарность» — раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.
— «Невозможность» — полураскрытый, опущенный вниз веер.
Цветовое значение:
— Белый — невинность;
— Чёрный с белым — нарушенный мир;
— Чёрный — печаль;
— Розовый с голубым — любовь и верность;
— Красный — радость, счастье;
— Вышитый золотом — богатство;
— Жёлтый — отказ;
— Шитый серебром — скромность;
— Зелёный — надежда;
— Убранный блёстками — твёрдость и доверие.
— Голубой — постоянство, верность;
— Коричневый — недолговременное счастье;
Точная фразовая информация:
— «Да» — приложить веер левой рукой к правой щеке.
— «Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
— «Я вас люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце.
— «Я вас не люблю» — сделать закрытым веером движение.
— «Мои мысли всегда с вами» — наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
— «Я к вам не чувствую приязни» — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
— «Я приду» — держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
— «Я не приду» — держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
— «Не приходите сегодня» — провести закрытым веером по наружной стороне руки.
— «Приходите, я буду довольна» — держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
— «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха.
— «Молчите, нас подслушивают» — дотронуться закрытым веером до губ.
— «Я хочу с вами танцевать» — открытым веером махнуть несколько раз к себе.
— «Вы меня огорчили» — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
— «Следуйте за мной» — похлопывание по ноге сбоку.
— «Я готова следовать за вами» — похлопывание по ноге спереди.
— «Отойдите, уступите дорогу!» — сложенный веер, направленный на мужчину.
— «Убирайтесь прочь! Вон!» — резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.
Да, надо не забывать, что в России с Петровской эпохи появилось выражение «махаться» — в значении кокетничать (не подумайте чего! ;)). Возраст, с которого можно было «махаться» наступал в 13-14 лет.
Веер — – это весьма эффективное оружие защиты милых дам. Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Плоскость и крепкие боковины используется для блокирования ударов нападающего и его дезориентации. И можно только представить, что испытывает человек, который получил мощный удар вроде как невинным на вид веером (мб даже с электрошокером).»
Источник тут.
«Когда-то веер был лишь предметом приносящим прохладу,а затем превратился в символ власти – были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение – веер для дворца, веер для войны, веер для танцев веер для сопровождения чайной церемонии.
В Европе во всеобщее употребление веер входит в 16 в. В Испании делают вентароппу, в Италии — веер круглой формы и веер, украшенный перьями, — он входит в моду во Франции благодаря Екатерине Медичи. Вообще, в Италии изготавливались веера различной формы в виде древесного листа, украшенного цветами, складные, современной формы. В Англии королева Елизавета (1558-1603) установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, поэтому она была названа «покровительницей вееров».
Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII век. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском. Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях. Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.
В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками »
С удивлением узнала, что оказывается, веера были оружием не только в переносном, но и в самом прямом смысле! Вот уж, век живи, век учись.
«Веер — традиционное оружие корейских боевых искусств.
Веер красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями веер является ценным видом оружия в боевых корейских искусствах.
В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.
Сегодня веер ранней Кореи изучают, как традиционное оружие такие системы, как хапки-до и кук суль вон (родственный хапки-до стиль, переводится, как «национальное искусство»). Здесь техника веера изучается так же, как при древнем королевском дворе. Как говорят корейские мастера, техника работы с веером является не только эффективной при самозащите, но представляет собой наследие культурного уровня и высокого боевого искусства древней Кореи.
Особенно популярен веер, как оружие, был в период Трех Королевств Кореи (примерно 600 г. н.э.). Веера были удобным и скрытым оружием бойцов при королевском дворе. Ученые , придворные дамы, чиновники носили веера, которые внешне использовали их , как средство охлаждения в течении жаркого лета. Однако некоторые из них знали боевые характеристики веера и могли не только обезвредить им противника, но и убить его. Веера были удобны тем, что они были маленькими и легкими. Поскольку ими пользовались многие в общественных местах, они не привлекали внимание, и служили скрытым оружием. Так же при необходимости веер можно было прятать в складках широких рукавов платья.
Конструкция была весьма элегантна. В отличие от китайского веера, бамбуковые ребра которого были покрыты бумагой, веера корейской знати были покрыты шелком высочайшего качества. Шелк помимо золотой и серебряной инкрустации был еще разрисован ярчайшими красками. Перья экзотических птиц были последним штрихом восхитительного дизайна веера.
Веер использовался, как в открытом так и в закрытом виде, удары выполнялись торцом рукоятки, боком, верхушкой веера. Боевые техники веера — это огромная скорость, с акцентом воздействия на чувствительные точки человеческого тела.
Техника действий веером требовала длительного практики. А те далекие дни только знать имела достаточно много времени, чтобы оттачивать мастерство владения веером.
Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему еще более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.
Маленькие ножи размещали между перьями, окаймляющими веер. Когда эти перья скользили по лицу врага, он ощущал укус острых лезвий, которые ослепляли его. Так же эти маленькие лезвия специальным методом складывались и хранились в складках веера и при резком его открытии ножи выстреливали, как метательные снаряды, поражая лицо и тело противника.
Так же между перьями прятали мешочки с ядом, которые при раскрытии веера прорывались и яд поражал противника вызывая слепоту или даже смерть. В современной же Корее любители веерной техники используют только воздействия веером на биологические — активные точки.
Корейские вееры делали из специальной твердой породы дерева, произрастающего только в Кореи. Его называют «пак дахл». Дерево выпаривали и вываривали в масле при определенной температуре, используя при этом специальные лекарственные травы, что давало дереву свойства металла. И в то же время твердый пак дахл оставался легким и эластичным. Меч в древней Корее, подтверждено источниками, не мог разрезать жезлы и веера, изготовленные из выморенного пак дахл.
Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер веера в открытом виде. С того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. Сегодня техники работы веером не включают в себя те элементы, которые могут вызвать потерю сознания, боль или временный паралич.
Боковые поверхности веера использовали для блокировки ударов руками и ногами. Контактными целями для веера были точки акупунктуры взятые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти.
Сейчас так же используются эти точки. Однако акцент смещен в сторону остановки атакующего или его контроля вместо того , чтобы его убивать. Точки акупунктуры отличаются особой чувствительностью при надавливании и вызывают при этом неожиданную боль или онемение.
Наиболее часто используемые точки для ударов веером — это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника .
При ударе сложенным деревянным веером по точке с тыльной стороны локтя или по внутренней части голени вызывает дезориентацию атакующего.
Эффективны веера для защиты в открытом виде . Если веер резко и неожиданно открыть перед лицом, это может дезориентировать противника. Если веер очень близко открывается перед глазами, то это может повлечь временную потерю зрения, давая возможность защищающемуся убежать или нанести дополнительный удар.
Сила манипулирования веером создается за счет скорости маха путем действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Мастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамления веера. И можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером. »
Источник тут.
Как же смастерить веер самостоятельно? Интернет предлагает массу вариантов и возможностей для этого.
С первого взгляда и не догадаешься из чего сделан этот шикарный веер. Оказывается, из одноразовых вилок! Подробнее тут.
Рукодельницы мамы могут вместе с дочками изготовить вот такой веер из бисера. Им можно украсить одежду или сумочку. А если собрать изделие на достаточно жесткой проволоке, то им даже получится поиграть.
Интересная вариация на тему бумажного веера. Вырезаем же мы снежинки к новому году, почему бы не вырезать веер?
Можно воспользоваться уже готовыми наборами для творчества из серии «Веера».
Практически все ребенок может сделать сам, со сборкой и приклеиванием лучше помочь. Результат будет весьма впечатляющий.
Пластиковые самодельные веера представлены в Лабиринте и My-shop (тут, а еще тут, тут, тут и тут).
Вся интересная информация о веерах в одну мою статью не влезла. Поэтому приведу напоследок еще несколько полезных и интересных ссылок.
Небольшая статья о веерах.
Статья с множеством увлекательнейших и красивейших картинок, обязательно посмотрите!
Статья тоже большая и тоже красивая.