После посещения этим летом Экспериментаниума и музея «Живые системы» решила я вспомнить и рассказать вам о нашем прошлогоднем визите в Немецкий музей гигиены (Deutsches Hygiene-Museum) в Дрездене.
Давайте посмотрим, что можно увидеть «у них» и сравним с тем, как это «у нас».
Самое интересное в том, что в большом (и даже просто огромном) музее гигиены (взрослом, с обширными и серьезными экспозициями) есть отдельный музей для детей! Называется он «Наши пять чувств» (Unsere fünf Sinne) и предлагает детям от 4 до 12 лет возможность активного изучения тела человека.
Вот в такой детский музей мы вначале и отправились. Залы довольно просторные, но в то же время весьма насыщены экспонатами.
Начнем со зрения.
Есть макет в разрезе. На схеме все части глаза подписаны.
Зеркальные полосочки. В Экспериментаниуме есть такие же.
Обобщающая таблица к теме зрение. Здесь и про слёзные железы, и про перевернутое изображение, и про линзы-очки, и про оптические иллюзии. Есть даже таблица для проверки зрения, на немецком языке (она слева внизу)!
Заглядываем в окошки.
Пробуем рисовать, наблюдая за зеркальным отражением.
Рассматриваем в лупу интересные экспонаты.
Смотрим мультфильмы из нарисованных мелькающих картинок.
Есть множество плакатов с интересными картинками и иллюзиями. Этот — про цветовое зрение (дальтоник вы или нет).
Для малышей — вот такой кукольный театр с масками. Переодеваешься и смотришь на себя в зеркало. Тоже своего рода иллюзия получается. 🙂
Есть в музее плакаты, есть интерактивные экраны, есть выдвижные панели с информацией и экспонатами.
А теперь слух. Как слышат животные?
На пластиковой панельке крупно изображено ухо (или другой орган слуха), на обороте — само животное и немного информации о нем (на немецком языке). Можно просто угадывать по фрагментам что это за животное (и проверять свой ответ на обороте карточки).
Огромное ухо — часть экспозиции.
Напольное пианино. К нему даже прилагается несколько карточек-листов с мелодиями, которые записаны как цветами (для малышей), так и обычными нотами (для понимающих в них).
Для совсем маленьких есть интересный лабиринт-лазалка, прямо внутри музея! Детям обязательно нужно отвлечься и немного поразмяться.
В лабиринте ограничения по росту. Проверяющих нет, всё построено на доверии и сознательности. Установленные ограничения стоит соблюдать для вашей же пользы и удобства: дети меньше установленного роста могут не суметь сами выбраться, а дети выше рекомендуемой отметки рискуют просто застрять в извилистых тоннелях лабиринта.
Запах и вкус. Нос отвечает за запах.
И снова макет в разрезе.
В этих белых колоннах посреди зала — очень необычные экспонаты.
Называются «понюхай и отгадай». Пшикаешь себе в нос воздух из резиновой груши и пытаешься догадаться, чем же оно пахнет. А потом заглядываешь через стеклянную стенку в ящичек и проверяешь свою догадку.
После этого экспоната (резиновый тапок и носки) дети сначала смотрели на содержимое, а потом нюхали. 🙂
Огромный язык.
Как чувствуют запах животные.
Стенд с перекидными картинками.
На обороте — фотография животного и информация о нем.
Переходим к осязанию. Пытаемся определить на ощупь какие-то предметы в черном ящике.
Кожа и её подробнейшее строение.
С помощью кожи мы можем ощущать холод и тепло, прикосновение, вибрацию и малейшие неровности поверхности.
Шрифт Брайля для слепых и слабовидящих.
Азбука для глухонемых. Есть макеты и есть весь алфавит на картинке. Можно попробовать сказать друг другу несколько слов.
Ощупываем невидимые предметы.
С обратной стороны стены можно зайти и всё это увидеть. Предметы вполне безопасные и обыкновенные.
И снова фото выставочного зала. Уставшие посетители всегда могут посидеть на пуфиках вдоль стены.
Исследуем на ощупь как проводят тепло разные материалы. Под ними по трубе циркулирует холодная вода.
Гомункулус, знакомая личность. В «Живых системах» их много, только беленьких и разных размеров. 🙂
Темный тактильный туннель с плотными входными шторками.
Ради интереса сфотографировала внутренний интерьер со вспышкой.
Есть и буквы, и цифры, всё из разных материалов.
Стены покрыты разными тканями и пушистыми кусочками.
Причем на разных уровнях поверхности разные! То есть в темноте рекомендуется не очень быстро проходить по лабиринту, а тщательно исследовать все его загадочные стены.
Есть каменная кладка.
Портрет (барельеф) человека.
Есть даже углубления в стенах.
А еще есть резиновые тапочки, прикрученные шурупами.
Стайка пушистеньких метелочек.
И даже искусственная змеиная кожа.
А шрифт Брайля можно не только исследовать на ощупь, но даже и попробовать собрать буквы самостоятельно.
В общем, в детском музее очень много всего интересного и увлекательного. Ведь на фото выше представлены далеко не все его экспонаты.
Взрослый музей — очень сложен и необыкновенно шикарен. Особенно для тех, кто увлекается биологией.
Подробнейшие интерактивные экспонаты почти на любую тему (по нажатию кнопки на макете подсвечиваются отдельные элементы).
Множество наглядных пособий и разных схем.
Огромные насекомые представляют собой переносчиков инфекции.
Вирусы и защитный костюм.
Есть и в этом музее немного экспонатов, интересных детям. Можно, например, походить вот на таких щетках.
Во взрослом музее мы почти не фотографировали, уж очень все специфично и натуралистично, брррр.
Теперь о цене вопроса, то есть стоимости билетов в Немецкий музей гигиены. Детям и подросткам до 16 лет — вход бесплатный. Взрослый билет — 7 евро, двое взрослых как минимум с одним ребенком — 11 евро. То есть привели ребенка и заботитесь о его просвещении (а также практикуете семейные походы и совместное времяпрепровождение) — получайте скидку на билеты для себя! В стоимость билета входит посещение всех выставок музея два днях подряд!
Таким образом, по сравнению с ценами на вход в Экспериментариум и «Живые системы», в Дрездене получается гораздо дешевле (раза в 1.5-3, в зависимости от дня недели)!
Отсюда вывод: ходите за границей в музеи как можно больше. 🙂
Спасибо за интересный рассказ.Хорошо, что и у нас подобное появляется, хоть и дороже и не в таком объеме,но начало положено.А то несколько лет назад можно было только завидовать.
Да, интерактивные выставки — это замечательно. Мне всегда интересно, где музеи берут идеи для экспонатов. Друг у друга заимствуют? Потому что, как оказалось, повторы встречаются достаточно часто. Или есть ещё такие люди, которые генерируют неповторимые идеи-изюминки для своего музея?