Как научить ребенка читать.

Как было модно говорить одно время, «в редакцию пришло письмо». 🙂

Анна спрашивает: «У меня такой вопрос…старшей дочке 4,5 года и у нее проснулся интерес к чтению. Буквы она практически все знает. Скажите, пожалуйста, а вы как учили своих детей читать? Водили на занятия или самостоятельно дома? Тогда, может дадите какие рекомендации, или посоветуете какие пособия? И было бы очень интересно, если вы расскажите как вообще вы развивали своих детей и готовили к школе!»

Итак, отвечаем. Я начну, а вы присоединяйтесь!

Читать мои дети учились дома. Буквы узнавали в игре, еще с младенчества (год-полтора). Потом показывали их в книжках и пытались прочитать короткие заголовки (это уже в 2-3 года). А дальше, как только просыпался интерес, брали в руки книжки серии «Чтение шаг за шагом» (вот тут поточнее все выходные данные этого набора книжек, к сожалению их уже не видно в продаже).

sovet1

В этом наборе 9 тоненьких книг формата меньше А5, разного уровня сложности. В каждой книге несколько разворотов. На развороте картинка и одно простое предложение. «Это кот». На следующем развороте: «Это шар». И так далее. Простейшая история, но прочитать можно (если ребенок хочет).

Дочка училась читать по букварю Бахтиной (вот тут я об этом рассказывала). Читала сама, столько, сколько хотела. Никто не заставлял.

bukvar

Сын вообще не любил (да и сейчас не любит) когда его кто-то нарочито экзаменует, так что с самостоятельным прочтением чего-либо приходилось выдумывать маленькие хитрости с честным лицом. 🙂  Например, без очков мне что-то не видно, а он должен прочитать. Еще помогали компьютерные диски с развивающими играми (сейчас таких множество, можно учить азбуку, а можно и читать учиться).

Никакой специальной подготовки к школе у нас не было. Дома играли, лепили, рисовали, строили, читали, смотрели, думали и прочее. То, что мне было интересно, старалась показывать детям (интересные сказки, видео о животных и природе). Рисовали-штриховали по разным тонким пособиям, пробовали рисунки по клеточкам рисовать. Головоломки всякие в книгах решали, задачки. Все по мере интереса детей. Нет — значит нет, найдем другое. Что-то особенно понравилось — ищем подобное и посложнее (лабиринты, логико-малыш, логические задачки).

Было у нас несколько толстых книжек по подготовке к школе, но ни с одним из старших детей мы так их и не прошли. 🙂 Так что рекомендовать не буду, тонкие книжки однозначно можно подобрать более интересные и чаще менять их, пока не наскучили.

Теперь еще один момент. Я считаю, что перед школой ребенок должен хотя бы годик походить в детский сад, или хотя бы в какую-нибудь студию (а лучше в несколько). Старший сын ходил в садик два года, средняя дочка — год. Зачем нужен садик? Не для усиленной подготовки (супер-знаний там не дают, а если и пытаются впихнуть, то это чаще вредно, чем полезно), а для адаптации к большому коллективу детей, для осознания своих возможностей и умений в сравнении с другими детьми («я умею читать, а почти никто в группе не умеет, я быстрее всех бегаю, я хорошо рисую, а одевается быстрее меня только Маша»). Не робеть, не бояться, уметь преодолевать себя (прервать игру и идти вместе со всеми гулять или обедать, когда не очень то и хочется), всему этому может научить только хороший садик. Дома таких условий и требований создать невозможно по определению.

А вы что думаете по этому поводу?

Как научить ребенка читать.: 3 комментария

  1. Моя дочка научилась читать раньше чем говорить)

    Сначала в 1 год она выучила все буквы — по обычному плакату с азбукой — она подходила к нему — я ей называла буку — но не «Мэ» а «М» т.е звуком.
    Потом я узнала что в природе существуют кубики Зайцева и купила. В 1,5 года дочка могла читать слова и составлять из кубиков, причем читать по складам могла, а сказать слово полностью нет))), потом научилась. Еще я карточки делала сама по доману, сейчас есть аналог http://www.detki33.ru/product/uchimsja-chitat-s-pelenok-mamy-i-detenyshy-malenkij-genij-zabavka-/ Украина делает карточки с фотками и рисунками — очень замечательно. Мы читали слова на карточках, тоненькие книжки с крупными буквами.
    Сейчас идем в школу — дочка давно бегло читает) причем она никогда не читала по слогам как другие дети, сразу слово целиком.

    Но, хочу сказать, что все индивидуально для ребенка — у нее был дикий интерес к буквам, бывает не у всех. Т.е не гоните, всему свое время, просто предлагайте ребенку материал.

  2. Оксана, расскажите, пожалуйста, что ваши детки читали после Букваря … может, это были «Сказки по слогам» или же сразу короткие истории с целыми словами?

    1. Совершенно не помню что же они читали после букваря… Но вот книжки с разбивкой на слоги совершенно точно у нас не пошли. Как-то они, на мой взгляд, путают детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *