Конец августа — довольно непростая пора для школьников и их родителей. Внезапно начинаешь понимать, что три месяца промелькнули невероятно быстро. А мы совершенно не успели надышаться каникулами, не успели как следует отдохнуть, сделать что-то самое-самое интересное, нагуляться с друзьями, побывать во всевозможных гостях и многое, многое другое. Даже музеи не все обошли! От осознания всего этого начинает накатывать тоска от предстоящих унылых учебных будней, тяжелых портфелей, хронического недосыпания и сложных бесконечных заданий. А до следующих летних каникул — как до Луны…
А что, если попробовать для поднятия настроения взглянуть на школу по-другому, через призму беззаботных и забавных рассказов о ней от лица выдающегося двоечника, придуманного Артуром Гиваргизовым? Или познакомиться с совершенно нескучными уроками первобытной истории от Андрея Усачева?
Думаете, это невозможно? Давайте хотя бы попытаемся! 😉
Кроме формата и тематики эти две книги удивительно похожи форзацами. Пылающие оранжевым флюоресцентные листочки создают невероятно апельсиновое настроение.
Что же интересного может быть в записках выдающегося двоечника?
Конечно же, юмористические и в то же время довольно жизненные замечания о школе.
Об учителях и уроках.
О том, как некоторые учителя любят свой предмет.
Правда, порой эти рассказы доходят до абсурда. Но ведь, как известно, смех — лучшее лекарство от хандры и уныния.
Что хуже, физика или химия? «На химии — Елена Николаевна, на физике — Игорь Семенович.» Вы не поверите, но учителя думают про учеников примерно то же самое. «Пожалуй, Коля Трутовский хуже, — решил Игорь Семенович и вызвал Колю к доске.»
Кроме того, из этой веселой книги вы узнаете о том, как можно выгравировать шпаргалку на рисовом зернышке, от какого яблока можно забыть всю таблицу умножения, что сделают с тобой в классе, если ты придешь с медалью «за спасение учителя», чем питаются отличники, а также о том, как легко и просто (буквально одним хлопком) раздобыть медвежью шкуру на болоте. Ну а еще о том, что урокам все возрасты покорны.
«С тех пор Коля стал учиться лучше всех мальчиков в классе — на одни тройки.»
Книга «Как поймать мамонта? Первобытная история»
по хронологии описываемых в ней событий предшествует ранее вышедшему у издательства двухтомнику «Этот древний-древний-древний мир!» (про них я уже рассказывала ранее).
А посвящена эта книга, как и следует из названия, первобытной истории и всему, что с ней связано.
Мы узнаем о том, как и почему, с точки зрения автора, были изобретены цифры и буквы, как появилась письменность и как человек впервые догадался о пользе огня.
Первые орудия труда появились тогда, когда в них возникала необходимость. Вполне возможно, что всё это было именно так, как рассказывает нам Андрей Усачев.
Когда-то домашних животных не было, совсем. Все животные были исключительно дикие («одни дичее других»). Серьезные книги говорят нам о том, что собаку человек приручил тогда, когда ему понадобился друг и помощник на охоте. Оленей и быков — тогда, когда добычи было больше, чем племя могло съесть, и поэтому часть животных оставили пастись недалеко от племенной стоянки. Однако, взгляд Андрея Усачева на вопрос одомашнивания диких животных показался мне весьма интересным. Здесь явно не обошлось без детей, которые и в те давние времена наверняка умели душещипательно клянчить «ну возьмите мне котеночка, ну пожалуйста». 🙂
«Общество — это люди, у которых много общего». На мой взгляд, весьма кратко и по существу.
«Старейшина… Звучит очень уважительно и даже красиво. Были еще варианты — мудрейшины и дряхлейшины. Но они почему-то не прижились.»
Естественно, в книге для детей никак невозможно обойтись без школы. В данном случае первобытной. Автор расскажет нам, на какие практические занятия в то время делался главный упор.
«Чтобы вам попался мамонт,
Целый месяц ройте ямонт —
Попадают мамонты
Лишь в большие ямонты!»
Мы узнаем о том, что богов и духов, оказывается, придумали дети. Впрочем, в то время и взрослые были неграмотными и несведущими, как дети. Так что, вполне исторически оправданная точка зрения.
Для общения с духами древние люди сначала пытались залезть как можно выше на дерево, чтобы быть поближе к небу. А потом начали прибегать к услугам шаманов. А шаманы тогда были ого-го! Главное — побольше амулетов, курить сухой бамбук, кричать диким голосом и уверенно отвечать на самые заковыристые вопросы обычных людей.
Самое интересное — это, конечно же, быт первобытного человека. Он был в чем-то прост, в чем-то сложен. Так, например, первые парикмахеры работали исключительно топором («правда, иногда промахивались, но очень, очень редко»). «Посуду мыли редко — обычно её вылизывали собаки. Сами люди мылись и того реже…»
А вот первобытная мода уже была. Правда, чем эксклюзивнее — тем неудобнее. Прямо как сейчас. 🙂
Медицина была — упаси боже. Но, правда, некоторые люди все-таки выживали. И доказательство этому — продолжение рода человеческого по наши дни.
Может быть первобытная медицина была бессильна против человека, потому что он занимался спортом? Вполне возможно, потому что прыгать и бегать первобытному человеку приходилось очень и очень много.
Забавная книга, состоящая сплошь из иронических заметок, не лишенных, впрочем, рационального и познавательного зерна. Рекомендуется, прежде всего, для самостоятельного чтения средним и старшим школьникам. Младшим же придется помогать отличать истину от юмористической фантазии.
P.S. В школу пока почему-то не захотелось, но настроение у детей немного улучшилось. 🙂