Первые люди.

Серия «Первые люди» издательства РуДа повествует читателям о становлении человека в процессе эволюции, когда нашим предкам приходилось бороться за выживание с холодом, голодом, дикими зверями и, довольно часто, с себе подобными.

Серия очень неоднозначная, но весьма интересная. Она заставляет читателя думать и сопереживать, делать выводы и спорить с авторами.

Я попыталась расположить эти произведения в хронологическом порядке описываемых в них событий и проследить историю развития человеческого рода.

Проследить те изменения в психологии человека, которые позволили ему хоть немного подняться по ступенькам эволюции над нашими волосатыми предками.

«Рам и Гау» Софьи Радзиевской — первое в хронологическом порядке произведение этой серии об истории древних людей.

Начинается книга со вступления, написанного Виктором Радзиевским, внуком Софьи Борисовны.

Восемь страниц мелким шрифтом, а в них — вся история жизни великолепного писателя, мудрой, бесстрашной, образованной и увлеченной женщины, а еще невероятно доброй и любящей бабушки.

Сама история первых людей повествует о том времени, когда люди не умели добывать огонь, а еще не умели любить и заботиться друг о друге. Племена, которые так и не научились этого делать, становились тупиковой ветвью эволюции. Предкам современного человека повезло больше.

В основном, вся первобытная жизнь заключалась в чередовании четырех событий: охота, еда, отдых после еды, а вслед за этим поиск нового места и объекта для охоты.

Иногда к этим событиям добавлялись природные катаклизмы и встречи с чужими племенами, подчас довольно враждебно настроенными.

Мужчины племени привыкли защищать своих сородичей от нападения врагов. Но вот о том, чтобы поделиться едой со слабыми и старыми, не бросить перед уходом больного или раненого, об этом пока речи не шло. Выживали сильнейшие, молодые и здоровые. И если у какого-то ребенка случайно погибала мать, то такой ребенок был практически обречен.

Однако, понемногу что-то менялось в сознании людей. Они начали помогать друг другу и делиться едой. Конечно, пока еще никто и не думал делиться самым последним куском (так, чтобы накормить ближнего, а самому остаться голодным), но начало было положено.

Начали возникать чувства и привязанности.

А еще люди стали обращать внимание на то, что у огня тепло и уютно, а жареное мясо гораздо вкуснее сырого. Человек начал пытаться приручить огонь путем проб и ошибок.

Обо всём этом в книге рассказано очень увлекательно. Непредсказуемые повороты сюжета всё время держат читателя в тонусе. А еще мне хочется отметить, что всё это жестокое время отражено на страницах повести весьма корректно, с минимумом жестокости. Поэтому книгу можно начинать читать детям лет с 10-12.

Вот только лично я никак не могу простить автору убитого слоненка.

«… маленький шаловливый слоненок отстал от родителей и замешкался на берегу. Подбирая хоботом щепочки и камешки, он ловко швырял их в воду, радуясь звонким всплескам. … Тёмные фигуры проворно скользили, спрыгивали с деревьев и спускались на отмель, окружая полукольцом ничего не подозревающего детеныша. В несколько секунд всё было кончено: страшный удар дубинки силача Урра — и слоненок со слабым криком упал на песок у самой воды. … Слоны с быстротой, которой никак нельзя было от них ожидать, бурей промчались по спуску и снова оказались на отмели, ни на что, кроме слоненка, не обращая внимания. … В первые минуты слоны только тревожно и жалобно трубили, окружив мать, а она с криком старалась поднять слоненка. Обвивая хоботом, ставила его на ноги, но он снова и снова падал. …»

И я уверена, что моя младшая тоже этого эпизода автору не простит. Совсем. Поэтому эту довольно хорошую и познавательную книгу я ей пока предложить не могу, увы. Прямо хоть выдирай из книги эти 2-3 листа…


Лабиринт
My-shop
Читай-город

«Жертвы дракона. На озере Лоч»

Роман «Жертвы дракона» был написан Владимиром Германовичем Тан-Богоразом в 1909 году, а повесть «На озере Лоч» в 1914 году. Как говорится, самая настоящая классика. Однако читать эту книгу мне было очень тяжело. Она настолько проникнута первобытной жестокостью, что даже становится как-то не по себе…

Голодное и злое племя в период весенней бескормицы больше похоже на стаю шакалов… Книгу отложила, ибо читать её было очень неприятно. И вот однажды, в метро в час пик, я вдруг увидела вокруг себя ту самую первобытную разъяренную толпу, готовую буквально убить ближнего своего, причем убить не от голода за кусок мяса, а просто за сидячее место в вагоне! М-да, недалеко же мы ушли от наших предков…

Это открытие настолько меня поразило, что я вновь вернулась к страницам этого непростого произведения. Стало интересно, чем же там всё закончится, и чем еще похож современный человек на своего далекого предка.

После голодного сезона у племени появляется еда, много еды.

Приходит сытость, но не умиротворение. На непокорных насылают порчу,

а с чужаками вообще никто сильно не церемонится.

Как только отступает голод, начинается брачный сезон. Племя готовится к пиру, сопровождая его алкогольным напитком собственного изготовления. В итоге брачные игры завершаются самыми настоящими оргиями.

Википедия говорит, что данные произведения Тан-Богораза написаны в стиле фэнтези, а по мне так это настоящий хоррор. Причем для особо впечатлительных я бы поставила маркировку не «12+», а все «16+».

Однако, у данного произведения обнаружился весьма неожиданный финал. Любовь, которая спасёт этих людей и весь мир в придачу. Любовь, которая выше инстинкта самосохранения. Когда один человек готов пожертвовать собой ради благополучия племени, а другой — спасая жизнь любимого человека от этой немыслимой и напрасной жертвы.

Очень неоднозначное произведение. Есть над чем подумать. Но только для взрослых.


Лабиринт
My-shop
Читай-город

«Охотники на мамонтов«. Эта книга, на мой взгляд, повествует нам об очередном витке развития человека в процессе эволюции. О том, как возникали и совершенствовались способы управления массами и манипулирования отдельно взятыми индивидами. Всё это, конечно же, в применении к истории наших далеких предков.

Дружно живет община. Мужчины охотятся,

женщины растят детей и помогают колдуньям племени ворожить на удачную охоту.

Но живут где-то недалеко и злые колдуны.

«Его колдовство было корыстно. До общины ему не было дела. Он хотел одного: запугать, отуманить, навести страх, чтобы заставить себе служить. … Колдовские действия его устрашали тёмную мысль людей и подчиняли их волю. Детское их доверие помогало ему и он цепко держал их в руках, чтобы жить дармоедом и питаться на чужой счет. Он пугал потому, что на страхе людей держались его могущество и благополучие. Поклонение кружило ему голову. Он привык брать всё, что ему нравится. Отчего не брать, если дают? Куолу брал не только еду, но и украшения, одежду, оружие и разные вещи. Он подстерегал в лесу или возле реки женщин и девушек и уводил их силой в свою землянку.»

Колдуна кормят, отдают ему разные красивые вещи. Но смириться с похищением любимой девушки не каждый юноша сможет. И уж если на самого юношу запугивание колдуна не действует, тогда коварный колдун-обманщик начинает действовать в обход, манипулируя мнением большинства. Он обещает наслать порчу на племя, если девушку ему не отдадут. Чтобы противостоять многим, нужна гораздо большая смелость и отвага, чем чтобы противостоять одному… Справится ли первобытный мужчина со свалившимися на его голову неприятностями?

В повести «Поселок на озере» править и сохранять свою власть над племенем, во что бы то ни стало, хотят старейшины рода. Именно они, из страха и суеверий, велят отправить связанным, в лодке, в реку с грохочущими льдинами, одного из близнецов, рожденных в племени.

Считается, что старший из близнецов рожден от своего отца, а младший — от духов, которые могут быть добрыми или злыми, поэтому такого младшего близнеца лучше на всякий случай остерегаться и прогнать подальше.

Так вот, после того, как мальчик не погиб, а выжил и окреп, он решает вернуться в родное племя. Старейшина чувствует при этом неподдельный ужас и начинает опасаться за свою жизнь.

Вместе с другими стариками он начинает плести вокруг юноши сеть интриг, которую не так то просто распутать… А всё потому, что к власти привыкают, и от неё совсем не просто отказаться.

Вообще в двух повестях, представленных в этой книге, множество сюжетных и смысловых линий. Я разобрала лишь одну, о власти и подчинении. Каждый читатель, я уверена, найдет в этой книге, как и во всей серии в целом, весьма благодатную пищу для размышлений.

И, кстати сказать, книга совсем не детская, 16+ минимум. Чего стоит одна только сцена похорон вождя, когда вместе с ним на тот свет отправляют его любимую собаку и старшую дочь.

В общем, книга непростая, как и все в этой серии. Однако, что-то такое в ней есть.


Лабиринт
My-shop
Читай-город

А еще мне, если честно, несмотря на всю неоднозначность этих книг, очень интересно, чем же продолжится серия дальше.

Другие книжные обзоры Игрудома можно почитать здесь. А еще на сайте есть масса интересной информации про игрушки , конструкторы и настольные игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *