Списки для чтения. Необходимые, но недостаточные. :)

Когда-то, довольно давно, мне часто встречались в сети списки книг для детей разного возраста. То есть что можно почитать малышу в 3 года, а что лучше предложить в 5 или даже в 7 лет.

Но оказалось, что время летит практически незаметно… За списками угнаться совершенно невозможно. Даже если следовать только своему вкусу и выбирать со своих книжных полок, происходит то же самое. Мы читаем пузявочек, фыфриков с бубриками и иже с ними, а потом замечаем, что каких-то литературных основ наш ребенок недополучил…

Нагляднее всего это становится заметно, когда смотришь по телевизору какую-нибудь викторину для школьников (или выслушиваешь восторженные рассказы ребенка о подобных соревнованиях в классе 🙂 ).

Оказывается, многие современные дети не знают тех хрестоматийных произведений, которые в наше время (когда деревья были большими, да) знали все дети, даже самые махровые двоечники. Причем не знают не с попустительства родителей, а просто потому, что читают другие книги. Ведь сейчас выходит так много новинок и переизданий неизвестных и недоступных ранее книг.

Новинки читать, конечно, надо, но и про «старинки» забывать не стоит. Тем более, что в разнообразные викторины и олимпиады для школьников включаются именно отрывки таких хорошо известных взрослым произведений.

Мне кажется, что таких книг «must have» не так много.

Давайте попробуем сформировать подобные списки совместными усилиями, без привязки к возрасту ребенка. А потом (следующим шагом) попробуем подобрать издания, содержащие данные произведения в оптимальном сочетании цены, качества и количества.

Итак, каков критерий попадания произведения в этот список? Скажем так, вы бы очень удивились, если бы знакомый ребенок-школьник не знал этого произведения. Представьте свои ощущения, если бы вы узнали, что первоклассник понятия не имеет кто такой Колобок. Представили и запомнили? А теперь, вооружившись этим ощущением, просмотрите следующий список.

Русские народные сказки для самых маленьких.

1. Курочка Ряба.

2. Колобок.

3. Теремок.

4. Репка.

5. Три медведя.

6. Волк и семеро козлят.

7. Заюшкина избушка.

8. Петушок и бобовое зернышко.

9. Маша и медведь.

10. Гуси-лебеди.

11. Соломенный бычок.

12. Колосок (ленивые мышата и трудолюбивый петушок).

Русские народные сказки для детей постарше.

1. Хаврошечка.

2. Царевна-лягушка.

3. Снегурочка.

4. Морозко

5. По щучьему велению.

6. Сивка-бурка.

Народные сказки других стран.

1. Волшебная лампа Аладдина (арабская сказка, совершенно шикарный фильм!!!).

2. Али-Баба и сорок разбойников (арабская сказка)

Мифы, легенды и предания разных стран.

1. Былины (или сказки) о русских богатырях.

2. Мифы Древней Греции (Аргонавты, Геракл и др.)

Стихи русских авторов.

1. Агния Барто

2. Корней Чуковский.

3. Самуил Маршак.

4. Сергей Михалков.

5. Иван Андреевич Крылов (басни)

6. Александр Сергеевич Пушкин.

7. Юнна Мориц.

8. Некрасов (Дед Мазай и зайцы).

Стихи зарубежных авторов.

1.

Сказки русских писателей.

1. Гаршин Всеволод Михайлович (Лягушка-путешественница).

2. Сергей Козлов (про Ежика)

3. Алексей Толстой (Приключения Буратино).

4. Сергей Михалков (Три поросенка).

5. Ершов Петр Павлович (Конек-горбунок).

6. Сутеев Владимир Григорьевич (Сказки и картинки).

7. Валентин Петрович Катаев (Цветик-семицветик).

8. Аксаков Сергей Тимофеевич (Аленький цветочек).

9. Александр Волков (Волшебник изумрудного города).

10. Бажов Павел Петрович. Сказы.

11. Маршак Самуил Яковлевич. (12 месяцев, Кошкин дом)

Сказки зарубежных авторов.

1. Андерсен (Дюймовочка, Снежная королева, Русалочка, Огниво, Соловей, Стойкий оловянный солдатик, Оле-лукойе, Принцесса на горошине, Гадкий утенок, Дикие лебеди, Свинопас, Новый наряд короля, Девочка со спичками).

2. Братья Гримм (Бременские музыканты, Гензель и Гретель, Мальчик-с-пальчик)

3. Вильгельм Гауф (Маленький Мук, Карлик Нос, Холодное сердце, Калиф-аист).

4. Шарль Перро (Красная шапочка, Кот в сапогах, Золушка).

5. Сельма Лагерлеф (Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)

6. Туве Янссон (Муми Тролль)

7. Распе Рудольф Эрих (Приключения барона Мюнхгаузена).

8. Джонатан Свифт (Путешествия Гулливера).

9. Гофман Эрнст Теодор Амадей (Щелкунчик).

10. Льюис Кэрролл (Алиса в стране чудес, Алиса в Зазеркалье).

11. Алан  Александр Милн ( Винни Пух и все-все-все ).

12. Астрид Линдгрен (Карлсон).

13. Редьярд Киплинг (сказки о животных)

14. Антуан де Сент-Экзюпери (Маленький принц)

15. Памела Трэверс. (Мэри Поппинс, можно фильм)

16. Джоэль Харрис (Сказки дядюшки Римуса, «не бросай меня в терновый куст»)

Рассказы и повести русских писателей.

1. Лев Толстой

2. Николай Носов.

3. Осеева Валентина Александровна (Синие листья и др.).

4. Леонид Пантелеев (Буква «Ты» и др).

5. Пермяк Евгений Андреевич (Торопливый ножик и др.)

6. Виталий Бианки (Как муравьишка домой спешил и др.)

7. Евгений Чарушин.

8. Борис Житков. (Что я видел и др.)

9. Александр Грин. (Алые паруса)

10. Чехов Антон Павлович. (Каштанка)

11. Ушинский Константин (Рассказы и сказки)

Рассказы и повести (а также романы и т.п.) зарубежных авторов.

1. Жюль Верн.

2. Роберт Луис Стивенсон. (Остров сокровищ)

Можно прочитать книгу, а можно посмотреть мультфильм (или фильм).

1. Чебурашка.

2. В стране невыученных уроков.

3. Чиполлино.

4. Маугли (Киплинг).

5. Робинзон Крузо (Даниэль Дефо).

6. Котенок Гав.

7. Большой секрет для маленькой компании.

Разделение на рубрики пока чисто условно (что первым пришло в голову 🙂 ). Что я забыла? Предлагайте ваши варианты! Может быть какую-то книгу переместить в другой раздел для лучшей структурированности?

Списки для чтения. Необходимые, но недостаточные. :): 36 комментариев

  1. Оксана, огромное спасибо за подборку! Это и правда, нужный список. Я бы еще внесла Цыферова, Чарушина, Волкова, Жюль Верна, Д. Дефо и…еще надо подумать! Большущее спасибо за сайт, зачастую — палочка-выручалочка!

    1. Цыферова скорее в списки «Не необходимого, но очень интересного». 🙂 Хотя некоторым эти сказки умудряются не нравиться…

      Остальное добавила. Спасибо!

      1. Согласна, насчет Цыферова :),мне его «открыла» старшая дочь, с 1,8 заслушивалась его коротенькими сказками-притчами, пришлось и в машину приобрести диск с его сказками, муж как-то звонил мне в панике от непонимания требований дочки включить сказку «Сонечко и Паситок» (Солнышко и Петушок):). Посмотрим, как младшая будет реагировать. Меня саму они чудно успокаивают.
        А мне вот еще на ум пришел Г.Остер (незабвенный «Котенок по имени Гав» и др.)

        1. Котенка Гав добавила в последний раздел (мультики), так как мультфильм сделан очень хорошо и близко к тексту. Спасибо за дополнения!

  2. Если использовать упомянутый критерий, то я бы добавила, на первый взгляд:
    — больше русских стихов (Яснов, Михалков, Благинина, Лунин, Усачев…)
    — Астрид Лингрен (Карлсон, Пеппи, …), Киплинга (Слоненок, Глотка кита…) к сказкам зарубежных авторов
    — Драгунского, Паустовского, Ушинского, Чарушина к рассказам русских писателей
    — Волкова (Волшебник Изумрудного города) к сказкам русским авторов
    -Анни Шмидт (Саша и Маша), Лингрен (Эмиль) к рассказам зарубежных авторов

    1. Алина, спасибо большое за список!

      Часть книг добавила, остальным обязательно воспользуюсь, если буду составлять список просто интересных книг для чтения с детьми.

      Поясню, почему часть книг я не включила в этот список. Хочется оставить минимум, самые-самые выжимки, основу, так сказать. Чтобы дети понимали какие-то иносказания, сравнения, которые взрослые часто проводят в своей речи, используя некоторых литературных персонажей. Например можно сказать про кого-то «он как Маугли», подразумевая, в частности, ловкость. Можно в каком-то разговоре упомянуть про любопытного слоненка, которому крокодил вытянул хобот. Имя Карлсона вообще используется очень часто и почти повсеместно.
      А вот, к примеру, Эмиль не так хорошо известен читателям (и маленьким, и взрослым). Да и Саша с Машей тоже. Книги эти интересны, но ожидать от других (в массовом порядке) знакомства с этими произведениями я бы не стала.

      Знание этих «дополнительных» персонажей — это как пароль для ваших детей в особый, элитный мир любителей чтения. 🙂

  3. Пошла заглянула в шкаф и попыталась вспомнить о читанном-перечитанном и увезённом из дома (всё-таки уже подросли, а новые книжки места просят), я бы дополнила ещё

    П. Бажов Сказы
    Евгений Шварц Сказка о потерянном времени, Два брата
    Усачёв Дед Мороз из Дедморозовки, Чудеса в Дедморозовке, Жили-были ёжики
    В. Губарев Королевство кривых зеркал
    А. Гайдар Тимур и его команда
    М. Пляцковский Стихи и рассказы
    А. Иванов Сказки о Хоме и суслике

    из стихов Маяковский (минимум Что такое хорошо), Берестов (Как хорошо уметь читать…), Мориц (… собака бывает кусачей…)

    ещё бы добавила Маршака как автора 12 месяцев, Кошкина дома и Теремка

    зарубежные
    Дж. Родари Приключения Чипполино, Путешествие Голубой стрелы
    Эно Рауд Муфта, Полботинка и Моховая Борода
    Ян Экхольм Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадцатый и другие
    О. Пройслер Маленькая Баба-Яга и т.д.

    на от 7 наверно
    А. Грин Алые паруса
    К. Булычёв Гостья из будущего и т.д.

    по сказкам зарубежным — сказки из серии книг с иллюстрациями Кочергина (кажется, ВЫ о них писали)

    мультики
    Т. Александрова Домовёнок Кузька

    Дополнительный список:
    из современных
    Пираты кошачьего моря

    на постарше книги Тамары Михеевой

    must скорее для спокойствия родителей
    Людмила Петрановская Что делать, если…
    Татьяна Рик все книги про части речи
    А. Усачёв Великий и могучий русский язык

    1. О, конечно!!! Бажов!!! Как я такую глыбу забыла? Добавила в сказки. Юнну Мориц подумала и добавила в стихи и в мультики. Уж очень много кусочков её стихотворений буквально разошлись на цитаты. Маршака добавила еще и в сказки (для большей наглядности).

      Спасибо большое за список!!!

      Маяковский и Иванов с Хомой под вопросом, надо подумать, насколько это массово сейчас.

      Грин уже в школьной программе (за 6-й класс, если не ошибаюсь), так что пройти мимо детям не дадут. А раньше, мне кажется, и не надо его читать.

      И надо уже, наверное, список «просто интересных книг» делать, столько всего интересного существует! 🙂

  4. И СПАСИБО ОГРОМНОЕ, люблю и на сайт к Вам заглядывать, и Ваши рецензии в Лабиринте читать :-))

  5. Спасибо за список! В свое время много читала подобных списков в интернете и выбирала из них то, что мне казалось самым-самым, потому как все осилить невозможно, а очень не хочется пропустить что-то важное именно в нужном возрасте. Ваш список именно то, что нужно.
    Позвольте добавить кое-что с нашей книжной полки)

    В зарубежных авторов:
    Дж. Харрис Сказки дядюшки Римуса
    Дональд Биссет Забытый день рождения, Все кувырком
    Эдит Несбит Сказки
    Джеймс Барри Питер Пен

    В русских авторов:
    Сергей Алексеев Рассказы из русской истории
    Софья Прокофьева Лоскутик и облако, Приключения желтого чемоданчика (можно фильм посмотреть)
    Борис Житков Что я видел. Рассказы.

    Сказки о русских богатырях
    Мифы Древней Греции, Подвиги Геракла.

    1. Нила, спасибо большое за список!

      Житкова добавила. Для богатырей и мифов даже сделала новый раздел (в уже существующие они как-то не вписались).

      1. Оксана, спасибо!

        А можно все же уточнить критерий отбора?

        Вы писали, что Вашим критерием будет «понимание ребенком иносказаний, сравнений, которые взрослые часто проводят в своей речи, используя некоторых литературных персонажей», а также знание таких персонажей как Колобок, Карлсон и т.д.

        В то же время, некоторые произведения (например, Грина) Вы не включаете в список, т.к. они имеются в школьной программе.

        Позвольте выразить свое мнение. Мне кажется, это не совсем правильно, т.к. и Бажов, и Ершов, и Дж.Свифт, и Житков и многие другие, которые уже в списке, есть в школьной программе, равно как и многие народные сказки (уж простите, заглянула в школьную программу :), и хотя мой сын только в первом классе, но со многими произведениями он уже знаком, и я не считаю, что нужно ждать четвертого-шестого класса, чтобы узнать про Гуливера, Мюнхгаузена, Конька-горбунка и многих других литературных персонажей. Того же Гуливера можно читать вообще всю жизнь. И Вы правильно включили все это в свой список. Но, я бы посоветовала оставить школьную программу школе. Я вот точно помню, что в свое время не все читала в школе. Не все учителя могут в школе заинтересовать литературой, и вполне возможно, что многие произведения могут пройти мимо, в силу того, что ребенок еще не дорос, или наоборот, или у него в тот момент другие интересы в жизни. Так что, на мой взгляд, список обязательного чтения лучше не привязывать к школьной программе. Я не к тому чтобы Вы раздували список, Вы все делаете правильно. Нужно оставить именно Must have.

        Хотела еще попросить разбить по возрастам, но, наверное, все же правильно не делать этой привязки. Сейчас так расширяются возрастные рамки, детям многое становится интересно и понятно много раньше, чем когда-то нам. Так что тут надо ориентироваться сугубо на своего ребенка.

        Позвольте еще на Ваш суд:
        Ушинский Сказки, Зощенко Рассказы и Р.Стивенсон Остров сокровищ.

        1. Ох, критерий отбора — это всегда сложно, примерно как «прокрустово ложе». 🙂

          Руководствуюсь пока, в основном, собственным желанием минимизировать. 🙂 А также собственным читательским опытом, читательским опытом и интересами моих трех детей, а также регулярным наблюдением за сверстниками моих детей (в трех возрастных категориях) в школе и вне её.

          Про Грина убедили, включила в список. Школьная программа, действительно, такая непостоянная вещь…

          Стивенсона и Ушинского добавила.

          Случайно наткнулась на интересный сайт, оттуда тоже добавила немного произведений в список.

          По возрастам разбивка это очень сложно и, действительно, весьма условно. Во-первых, все дети разные, у всех разные вкусы и предпочтения. А во-вторых, если детей больше одного (как минимум двое), то при чтении вслух приходится подбирать что-нибудь усредненное по возрасту, чтобы старшему было еще интересно, а младшему уже не так сложно…

          1. Согласна, очень сложно. Не простое это дело списки составлять))) Я вот сама и не читала Грина (по крайней мере не помню этого), в детстве фильм поразил. Но ребенку книжечку уже поставила на полку, гляди и сама прочту:)

            У меня вот, например, ребенок очень впечатлительный, поэтому несколько раз думаю прежде чем начать что-то читать.

            Ну, может, тогда уж и Белый пудель Куприна?

          2. Относительно сказок других народов, что наиболее ярко запомнилось, так это:
            Украинская сказка Колосок и Соломенный бычок
            Арабские сказки Алладин, Али-баба и сорок разбойников
            Английская сказка Джек и бобовый стебель
            Африканская сказка Паучок Ананси (мультфильм)

            И подумайте еще раз про Сказки дядюшки Римуса — уж ооочень самобытные сказки, основанные на американском фольклоре. Хотя, извините за навязчивость, конечно Вам решать)

          3. Арабские сказки добавила (наконец-то первые строчки появились в разделе «Народные сказки других стран»!!!) Спасибо огромное за напоминание о них!

            Колосок и Соломенный бычок добавила в русские сказки. Они есть в вариациях разных славянских народов, поэтому вполне можно остановиться именно на русской версии.

            Белый пудель и Сказки дядюшки Римуса (см. комментарии ниже) — не думаю, что так уж часто в жизни мы ссылаемся на эти произведения. Но готова выслушать возражения. 🙂

  6. Всё очень хорошо.
    Но сказки дядюшки Римуса и Питер Пен (хотя бы в виде фильма) обязательно должны быть. И ещё Мэри Поппинс.

    1. Мне кажется, что без Братца Лиса, Брата Кролика и Братца Опоссума вполне можно прожить. 🙂 Но давайте поспорим и подумаем вместе! Где-то встречается сравнение кого-либо с этими героями сказок? В обычной жизни и речи? Я даже в викторинах ни разу не наталкивалась на вопросы по сказкам Харриса.

      Мэри Поппинс добавила. Про Питера Пена надо думать…

      1. Поучаствую в дискуссии:) как-то я с викторинами пока не сталкивалась. Но вот как же быть с историей про терновый куст? «Делай со мной все, что угодно, только, пожалуйста, не бросай меня в терновый куст!»-говорил Братец Кролик и «Терновый куст — мой дом родной!». Все же истории очень поучительные, и главное заставляют думать, чтобы понять в чем все таки смысл. А это свойственно далеко не всем книгам.
        На счет Мэри Поппинс, Питера Пена, Тима Талера, могу сказать, что я в детстве смотрела только фильмы, про книги ничего сказать не могу, но истории однозначно заслуживают внимания. Если будет возможность обязательно прочтем!

        1. Прощу прощения, пропустила комментарий ниже. Собственно не настаиваю, на счет Харриса, все же на любителя. Его либо любят, либо нет. Мы любим)))

          1. Но интересно услышать еще мнения… Мы с удовольствием книгу прочли, много раз слушали аудио, и уверена сын когда-то сам прочтет.

          2. Убедили! 🙂 Про терновый куст действительно фраза расхожая. Добавила Харриса.

            Хотя, как мне кажется, что-то похожее во многих сказках используется. В детстве я читала сборник сказок Океании, там тоже кажется зайца куда-то бросали (а он благополучно сбежал), только вот кто… Не помню, и книга куда-то задевалась…

            Есть еще похожий сюжет с мальчиком в акульем брюхе. Он эту самую акулу аналогично заманил в заросли («если ты поплывешь в открытое море, то я спасен, а вот если ты заплывешь в прибрежный тростник — то я погиб») и потом успешно спасся.

  7. Я совершенно согласна с тем, что без Братцев Лиса и Кролика можно обойтись. Хотя может я не совсем объективна — ну не выношу я эти сказки с детства, ни мультфильмы, ни в книжном исполнении. Хотя детям купила и честно прочла с «выражением»:)). Дочку почему то не затронули тоже эти сказки. Насчет упоминания этих сказок в обиходе, викторинах и проч., на ум пришла лишь одна расхожая фраза: «Только не бросай меня в терновый куст!». Вот такое мое субъективное мнение, прошу прощения, если я обидела кого-то!

    1. А вот мне эти сказки в детстве как раз таки очень нравились. И лирическими отступлениями про мальчика и совершенно немыслимыми «звукоподрожанияии», и тем, что связаны друг с другом и в некоторых местах взаимно переплетены и имеют «перекрёстные ссылки» (для меня в детстве это было ново и неожиданно). Но всё это «играет» именно в виде книги. Ни один из мультиков ни капли не тронул.
      Но включить в список я их предлагаю конечно же не по этому.
      Истории про смоляное чучелко, про гонки кролика и черепахи — абсолютно классические, некоторые другие истории, хотя и менее известны, но тоже очень «характерны» (корова, ушедшая под землю; про то как лис шёл с охоты и собирал «дохлых» кроликов) и именно поэтому в тех или иных вариациях повторяются в пересазах (хотя и сами сказки дядюшки Римуса ведь пересказ африканского фольклора в «новых условиях» потому подобные сказки конечно встречаются и в народных сказках африканских народов).

      Про остальных упомянутых мной героев (и, может, найдутся ещё похожие ситуации).
      Книжки про Мэри Поппинс и Питера Пена мне как-то не привелось прочитать (надеюсь, ещё прочитаю детям), но фильмы «советские» про них смотрели, мне кажется все (дети нашего поколения), песни вышли из них и живут отдельно, много фраз разобрано на цитаты… => стали «классикой». Фильм про Питера Пена мне казался немного мутноватым, но какое-то представление об истории он всё равно даёт. По крайней мере то, что Питер Пен был летающим невзрослеющим мальчиком.

      Вообще, в культуре есть некоторое количество персонажей вышедших из книг, фильмов и мультфильмов, которых узнают, знают про них основные вещи все представители этой культуры, даже те, кто не читали этих книг и не смотрели этих фильмов.
      Даже те, кто не читал Чипполино, знают, что это мальчик-луковица, что Питер Пен и Мэри Поппинс — летают и т.д. Олимпийский мишка из той же оперы.

  8. Еще немного о критериях отбора книг для списка.

    Недавно читала рассуждения-размышления о том, как удалось Штирлицу избежать провала. Говорилось о том, что можно знать язык в совершенстве, но засыпаться на мелочах (не знать того, что знают ВСЕ, примерно как если бы русский человек возрастом за 40 ничего не знал об олимпийском мишке).

    В общем, мы тут, оказывается, практически составляем «шпионский список необходимой литературы». 🙂

  9. Все же быть эрудированным это хорошо и очень нужно в нашем сложном мире. Но это несколько иное, чем воспитание вкуса.

    Еще раз проштудировала наши полки, и предлагаю:
    Стихи матушки гусыни, т.к. их переводили многие авторы, наверное в стихи зарубежных авторов. Или не знаю…
    И еще Д.Хармса в наших поэтов.

    И спасибо Вам большое, очень нравится заходить на Ваш сайт, куча всего полезного!

    1. Да у меня этот список книг составлялся изначально как раз с точки зрения эрудиции и не более! Чтобы заложить какую-то базу знаний о литературных персонажах. И ни в коей мере не претендует этот список на воспитание вкуса, для этого он слишком схематичен и минимизирован.
      Так что я поняла причину наших с Вами расхождений в списках. 🙂

      Вкус воспитывать с помощью книг — это задача очень индивидуальная. Иной книгой можно настолько отбить желание читать и приобщаться к прекрасному (хотя книга может быть замечательной, но прочитана не вовремя или просто не всем её нужно читать), что потом можно расхлебывать это всю жизнь.

  10. Вот еще несколько фамилий, чьи произведения произвели на меня, в свое время, огромное впечатления и по моему мнению обязательно должны быть в домашней библиотеке Джек Лондон, Марк Твен. Далее хотела бы назвать русских(советских) авторов — Федор Абрамов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин. Не все, конечно, произведения их доступны детскому восприятию, однако многие рассказы так красноречиво показывают многогранность окружающего мира очень простым и понятным детям языком. Помню, что книга Фёдора Абрамова «Пролетали лебеди» попала мне в руки в начальной школе и потрясла меня. Есть одно маленькое предложение о создании раздела занимательно-образовательно-поучительной литературы :)), куда я бы внесла книги следующих авторов А.Брэм «Жизнь животных», Джеральд Даррел (у него настолько увлекательно и живо описывается жизнь животных, что не полюбить его произведения невозможно), Василий Песков, чьи книги в области природы уникальны. Есть такие же классики и в других областях знаний и увлечений, думаю и такая подборка была бы интересна.
    Понимаю, что я опять не учла критерии отбора и составления списка:), но все же …. Может пригодится кому-нибудь.

  11. Хочу еще вспомнить о незабвенном «Левше» Н.Лескова и о не менее незабвенной «Муму» Тургенева И.С. Хотя эти произведения непростые и требуют наличия дополнительных исторических знаний, а может быть,наоборот, при грамотной подаче их родителями детям, сами станут зачатками предмета истории России. К таким же непростым произведениям можно отнести и сказки Салтыкова-Щедрина М.Е. (Например»Как мужик двух генералов прокормил»).

  12. Я забыла еще об одном классике, который будет обязательно прочтен моим детям — Н.В.Гоголь (Вечера на хуторе близ Диканьки, Ревизор…). Конечно, читать эти произведения нужно в том возрасте, когда мои девчонки будут уметь это делать сами, но чтение вслух очень приветствуется в нашей семье всеми членами:))). Опять я отошла от критериев подбора, простите:), школьная программа же! И можно еще одну фамилию? Булгаков М…. Конечно, для деток постарше, но дети сейчас, как было сказано выше, более глубокие, что ли, и кто знает в каком возрасте им захочется узнать о Мастере, Маргарите или о гражданине Шарикове П.П.

  13. И еще дополнение вслед 🙂 «Вождь краснокожих» О.Генри, чей сюжет был использован в том числе, и в любимом детворой мультсериале «Маша и Медведь».

    1. Анна, спасибо большое за Ваши списки и рекомендации читателям. Уверена, многим они пригодятся.

      Восприятие многих литературных произведений меняется с возрастом и индивидуально для каждого человека. Их можно порекомендовать, можно пропустить, но включать в списки обязательных я бы не взяла на себя такой ответственности (а кто-то из министерства образования или др. берет(!!!!), составляя школьные программы)

      Вот например. В юности я была очарована Булгаковым, его Мастером и Маргаритой. А потом как-то позже прочитала историю его жизни, преследований и травли его как автора со стороны всех этих литературных критиков и прочих. И как-то измельчал на мой взгляд великолепный роман, каким-то мстительным душком стал отдавать… Прошу прощения, но воспринималось именно так.

      «Вечера на хуторе близ Диканьки» я в старшей школе читала с упоением. Такой дивный украинский колорит! А в прошлом году старший сын проходил это по школьной программе и выдал вердикт «жуть, это на ночь читать нельзя…» Перечитала и я те конкретные повести, что разбирали на уроках школьники («Страшная месть»). Ужас, кровь и прочее. Чернуха, одним словом. В 12 лет я бы такого читать не разрешила, будь моя воля. Да и позже это сильно на любителя.

      Так что я тут пытаюсь создать список по возможности нейтральный и безобидный. 🙂

      1. Спасибо и Вам, Оксана, огромное за Ваш труд! Книги, авторы, сюжеты, иллюстрации, это и в самом деле очень индивидуально, сказать: сколько людей — столько мнений, в данной ситуации, ничего не сказать. Действительно на восприятие книги одним и тем же человеком может повлиять множество факторов. Так же и сами писатели, действительно, просто люди, которым не чужды разные человеческие страсти, что не может не отразиться на их творчестве. Наша же задача, как родителей, по-максимуму ознакомить детей с миром литературы, что бы ребенок мог иметь СВОЕ мнение о том или ином произведении, был эрудированным и легко ориентирующемся в этом мире книг.

  14. Оксана, Вам наверное не стоит отходить от начального плана составления «шпионского списка», с помощью которого можно будет найти ключик к любой викторине, олимпиаде и т.д. А потом можно собрать книги, которые воспитывают, помогают разбираться в жизни. Потом просто интересные, также можно сделать образовательный список — этих книг такое множество, что очень трудно в них разобраться, чтобы выбрать действительно стрящие. Ну как-то так. Я вот тоже все думала про Гоголя, Тургенева, Лескова, М.Твена, О.Генри, и согласна с Анной, что все это обязательно должно быть.
    В сети есть сайты, где можно найти и школьную программу, и примерные вопросы литературных конкурсов, тогда надо от последних отталкиваться. Ну и возможно откликнется кто-то, у кого имеется опыт участия в таких мероприятиях. Я думаю, что такой «шпионский список» действительно нужен!

  15. Спасибо. Очень полезный список для молодых родителей.
    Я бы ещё внесла бесподобного Фазиля Искандера, Луи Буссенара, ну и конечно же Чеховское «Письмо Ваньки Жукова деду». Помню как мы с детьми вместе рыдали над этим небольшим рассказом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *